не только разрушающего, но и порождающего обособления
всеобщего я называю диалектикой, следовательно, это
диалектика не в том смысле, что она разрушает, запутывает,
ведет в разные стороны данные чувства и вообще
предмет непосредственного сознания, положение и т. д. и
ставит своей целью лишь доказать противоположное. Не
этот негативный способ рассуждения, который часто встречается
и у Платона, я называю диалектикой. Эта отрицательная
диалектика может рассматривать как свой последний
результат нечто противоположное определенному
представлению, причем либо решительно, как скептицизм
древних, согласно которому вывод сводился к противоречию
данному представлению, либо более неопределенно,
как возможность приближения к истине,— вывод современной
половинчатости в мышлении; Высшая диалектика
понятия состоит в том, чтобы рассматривать определение
не только как предел и нечто противоположное, но породить
из него позитивное содержание и позитивный результат,
посредством чего она только и есть развитие и
имманентное продвижение.